Виды блокировок в автотехнике

Дисковая блокировка

Главная деталь в таком устройстве — фрикционная муфта. Ее вводят между одной из полуосей и коробкой дифференциала. Бронзовые диски установлены в шлицах гильзы, связанной с коробкой дифференциала, стальные диски сидят на шлицах полуоси. Диски прижимаются друг к другу пружинами. Когда оба колеса испытывают одинаковое сопротивление, весь дифференциал вращается как единое целое и трение в муфте отсутствует, если же момент на колесах разный, муфта начинает тормозить вращение более быстрого колеса.

Более сложная конструкция с двойными фрикционными муфтами получила распространение на американских автомобилях. В ней крестовина заменена двумя отдельными осями сателлитов, пересекающимися под прямым углом. Оси могут перемещаться друг относительно друга, для чего их концы имеют скосы. При не вращающихся сателлитах усилие к полуосям передается так же, как и в простом дифференциале. При вращении сателлитов последние будут сдвигать концевые скосы осей так, что усилие на фрикционную муфту будет увеличиваться для отстающей полуоси и уменьшаться для оси, вращающейся быстрее. При этом величина подтормаживающего момента будет не постоянной, как в дифференциале с одной дисковой муфтой, а пропорциональной моменту, передаваемому колесам. Для нормальной работы такого дифференциала требуется использование специального трансмиссионного масла.

Кроме того, диски довольно быстро изнашиваются, и устройство требует частой регулировки. Дисковая блокировка — любимое решение автогонщиков-кроссовиков. Прежде всего, из-за возможности настройки срабатывания под конкретные условия на трассе. Однако для рядовых пользователей переднеприводных автомобилей имеют значение весьма чувствительные рывки, которые эта система дает на руль при разгоне. Гонщики к этому готовы, а обычный водитель может и не справиться.

Вязкостная блокировка

Счет свойств особой вязкой жидкости на силиконовой основе, которая твердеет при нагреве. Гидравлическая муфта состоит из большого числа дисков с липкими рабочими поверхностями, которые передают крутящий момент в зависимости от разности частот вращения входных и выходных валов. Нагрев происходит, когда одна полуось начинает вращаться быстрее другой. В затвердевшем силиконе диски получают жесткое зацепление и полуоси блоки­руются. Вискомуфты не требуют обслуживания и считаются достаточно надежными, однако для продолжительной работы им необходимо сохранение полной герметичности устройства. Вискомуфта хорошо подходит для эксплуатации в условиях нестабильного дорожного покрытия (снег, гололед, неглубокая грязь), однако в условиях настоящего бездорожья не справляется с постоянными сменами состояния сцепления мостов с грунтом, запаздывает при включении, перегревается и выходит из строя. Поэтому применяется такое решение чаще всего на обычных автомобилях, где блокировка требуется неполная и ненадолго. Зато, в отличие от дисковой, такая блокировка является штатным оборудованием многих

Винтовая блокировка

Принцип ее действия таков: в обычном режиме винты (или червяки, как их называют из-за характерной формы) свободно обкатываются вокруг центральной шестерни. При этом каждая полуось имеет собственные сателлиты, которые парно связаны с сателлитами противоположной полуоси обычным прямозубым зацеплением. Ось сателлита перпендикулярна полуоси. При нормальном движении и равенстве передаваемых на полуоси моментов гипоидные пары, состоящие из сателлита и ведущей шестерни, либо остановлены, либо поворачиваются, обеспечивая разницу угловых скоростей в повороте.

Как только дифференциал пытается отдать момент на одну из полуосей, то гипоидную пару этой полуоси начинает расклинивать и в крайнем положении блокировать с чашкой дифференциала. Это приводит к частичной блокировке дифференциала. Когда момент выравнивается, винты возвращаются в исходное положение. Данная конструкция работает в достаточно широком диапазоне отношений крутящих моментов.

 

1  2  3  4  5  6  7  8 

Полезные ссылки