Регулируемые амортизаторы. И что такое дифференциал?

В середине прошлого века на некоторых дорогих автомобилях применяли амортизаторы с изменяемыми характеристиками. Водитель мог выбирать между мягким «комфортным» режимом, жестким «спортив­ным» и промежуточным. На современных автомобилях обязанности по регулировке все чаще берет на себя электроника, устанавливая оптимальную настройку, исходя из скорости и дорожных условий (но при желании водитель может сам из­ менять параметры). Существуют разнообразные конструкции регулируемых амортизаторов, но наибольшее распростране­ние получили две схемы. Первая — изменение характеристик с помощью электромагнитных перепускных клапанов. Открывая и закрывая их в определенной последовательности, элек­троника затрудняет или облегчает жидкости путь из одной полости в другую, тем самым обеспечивая смену настроек. Более дорогой, но и более эффективный способ — применение спе­циальной магнитореологической жидкости. Под воздействи­ем электромагнитного поля в районе перепускных отверстий частицы такого масла выстраиваются в определенном порядке, изменяя его вязкость, а соответственно, и характеристики амортизатора. Кстати, никакой амортизатор не влияет на жесткость упругого элемента, как многие думают, но может заблокировать работу подвески, если по своим характеристикам не соответствует массе автомобиля.

Принцип работы дифференциала

Дифференциал — это устройство, распределяющее поток мощности от двигателя к колесам. В автомобиле с приводом на одну ось используется только один дифференциал, межколесный, в полноприводном автомобиле их целых три — два межколесных и один межосевой. Устройство это нужное и полезное. Любой, кто взял на себя труд задуматься над тонкостями движения автомобиля, заметит, что при повороте колеса одной оси проходят разное расстояние, а значит, и скорость их вращения тоже должна быть разной. Вот эту разницу и обеспечивает дифференциал. Эта важная функция, которая по­ вышает управляемость машины в повороте, уменьшает износ покрышек, снижает вероятность заноса.

Тем не менее бывают в автомобильной жизни моменты, когда дифференциал начинает мешать движению. Если одно из двух ведущих колес попадает на скользкую поверхность, сопротивление его вращению резко падает, уменьшается сцепление с дорогой, и колесо не в состоянии обеспечить необходимую силу тяги. Оно начнет пробуксовывать, а второе ведущее колесо при этом может вообще остановиться. И тут-то хорошо бы этот самый дифференциал как-нибудь выключить, чтобы дать возможность машине оттолкнуться всеми ведущими колесами. Для этого и существует блокировка дифференциала. Блокировки используются на автомобилях повышенной проходимости, а также на спорткарах — то есть там, где по разным причинам велика вероятность пробуксовки. Технических принципов блокировки превеликое множество, но для начала освежим в памяти устройство обычного открытого дифференциала. 

Дифференциал устанавливается в картере главной передачи и получает крутящий момент от ее ведомой шестерни. В коробке дифференциала расположены конические шестерни-сателлиты. Они входят в зацепление с шестернями, закрепленными на полуосях, а поворота или движения по неровностям, когда колеса правого и левого борта проходят разный путь, сателлиты начинают вращаться и перераспределять крутящий момент. В общем, устройство не очень сложное. Принцип блокировки его тоже выглядит очевидным — остановить вращение сателлитов, и все. Однако реализовать это можно самыми разными способами. 

Принудительная блокировка, и когда она требуется

Впрочем, в современных машинах рычаги чаще заменяются кнопками. Однако главная особенность сохраняется — решение о включении блокировки принимает и реализует водитель. Принудительная блокировка хороша для настоящих внедорожников, предназначенных для ралли. Эффективная и надежная в грязи, такая система совершенно не годится для движения по дорогам, поскольку выключать блокировку вовремя так же важно, как и включать. Кроме того, с заблокированным дифференциалом автомобиль расходует больше топлива, у него происходит более интенсивный износ шин, а на крутом повороте машину непременно занесет. Поэтому в эпоху всеобщей автоматизации гораздо большим спросом пользуется самоблокирующийся дифференциал.

 

1  2  3  4  5  6  7  8 

Полезные ссылки